Способы утилизации снежной массы
В настоящее время применяются следующие технологии утилизации вывозимой с дорог снежной массы:
постоянные места складирования, т. н. «сухие» снегосвалки с очистными сооружениями.
снегосплавные пункты на коллекторах хозяйственно-фекальной и ливневой канализации, бросовых водах производственных предприятий и руслах подземных рек.
Камеры таких пунктов должны обладать гидравлическим и термическим потенциалом, способным быстро утилизировать значительный объем снежной массы. Снегосплавные камеры можно подразделить на:
камеры со свободным таянием снега и снежно-ледяных образований в водном потоке;
снегосплавные камеры с использованием оборотной воды;
снегосплавные камеры с подачей снежно-ледяных образований через молотковую дробилку.
снегосплавные пункты
работающими на газе или дизельном топливе погружными горелками в камерах для таяния снега.
речные свалки.
В реки сбрасывается снег с площадей с небольшой транспортной нагрузкой и минимальным расходом противогололедных материалов. Речные свалки в городах следует рассматривать как временный фактор. В дальнейшем, по мере роста числа оборудованных «сухих» свалок и снегосплавных пунктов, они будут использоваться только для аварийных случаев сброса снега.
Снегосплавные пункты
Снегосплавной пункт представляет собой комплекс инженерных сооружений, расположенный на канализационных или водосточных сетях, имеющий приемную камеру (или камеры), энергетическое и насосное оборудование, систему трубопроводов и затворов, обеспечивающих круглосуточный прием и плавление снега с отведением талых вод в систему канализации города. Конструктивно снегосплавные пункты – в зависимости от конструкции снегосплавных камер, способов подачи снежной массы и воды для активного плавления – можно разделить на несколько типов:
однокоридорные снегосплавные пункты;
снегосплавные пункты, совмещенные с песколовками;
снегосплавные пункты
подачей снежной массы через молотковую дробилку;
снегосплавные пункты
погружными горелками.
Однокоридорный снегосплавной пункт на коллекторе
Исходя из практического опыта, проводить снегосплав в водосточный коллектор целесообразно, если тот имеет диаметр не менее 1500 мм, постоянный расход воды – более 500 л/с и скорость водного потока не менее 0,4–0,5 м/с. Загрузка сети сточной жидкостью не должна превышать половины ее диаметра. Прием снега производится через специальную камеру. Устройство камеры непосредственно на водосточном коллекторе или коллекторе промышленных стоков представляется неудобным, поэтому делается отвод от основного коллектора, так называемая байпасная линия, внутри которой имеется отстойник для сбора загрязнений, размером 2,5х8,0 м и глубиной 1,2 м. Выгружаемый самосвалами на решетку снег проваливается в поток жидкости в коллекторе и расплавляется.
Решетка служит не только для раздробления крупных комьев снега и снежно-ледяных образований на более мелкие части путем их продавливания гусеницами или колесами бульдозеров, но и для задержания крупногабаритного мусора. В процессе разгрузки бульдозеры на колесном или гусеничном ходу направляют снег на решетку и продавливают. По мере заполнения отстойника, камера закрывается, металлические решетки снимаются, и производится ее очистка илососами или экскаваторами. Грязь и другие отложения вывозятся самосвалами на отведенные места складирования.
Выпадение взвеси из потока сточной и талой воды в камере способствует снижению загрязнений в коллекторах и водоемах, куда транспортируются стоки. По результатам наблюдений можно отметить, что лучше всего через решетку проходит сухой рыхлый снег; хуже –обводненный, и почти не проходит снег, смерзшийся в комья. Наибольшее влияние на время прохождения снега через решетку оказывает тип снегопогрузчика, которым производилась загрузка подвозящих снег самосвалов. Если использовался роторный снегопогрузчик, снег хорошо разрыхляется и его прохождение через решетку заметно ускоряется. В случае же применения лапового снегопогрузчика комья снежно-ледяных образований необходимо разрушать гусеницами бульдозера. Размер площадки у камеры сплавного пункта должен обеспечивать одновременное маневрирование нескольких машин и возможность временного складирования снега у камеры.